Настройка и обслуживание велосипедной вилки

Содержание

  1. Демонтаж и установка велосипедной вилки
  2. Как правильно разобрать и собрать вилку
  3. Чем смазать вилку велосипеда
  4. Как часто смазывать вилку
  5. Особенности смазки разных типов вилки
  6. Как смазывать переднюю вилку велосипеда
  7. Как отрегулировать вилку на велосипеде
  8. Типы амортизаторов и пружин
  9. Виды регулировки вилки
  10. Как отрегулировать вилку в домашних условиях

Для обеспечения качественной работы и долговечности вилки необходимо тщательно следить за ее состоянием, уметь правильно ее настроить и ухаживать за ней. Далее мы разберемся в самых распространенных вопросах, которые касаются эксплуатации этой детали:

  • как снять и установить вилку;
  • как правильно и чем смазывать вилку велосипеда;
  • как правильно ее отрегулировать.

Демонтаж и установка велосипедной вилки

Вначале, давайте разберемся, в каких случаях необходимо менять вилку:

  • замена ее на другую;
  • ремонт;
  • технический осмотр;
  • проведения ремонтных работ с другими деталями, например, выравнивание рулевой колонки.

Скрипы, люфт, стук, заклинивание, невозможность отрегулировать вилку, затруднительное движение руля, трещины на штанах – всё это говорит о том, что деталь нуждается в осмотре специалиста и ремонте.

Как снять и установить переднюю вилку на велосипеде

Для этого понадобятся:

Для начала необходимо снять все, что крепится к вилке – гидролинию, датчики спидометра, крылья, тормоза. Разжимаем эксцентрик либо ось и снимаем колесо. Следующие действия:

  1. Выкручиваем якорный болт в ромашке и достаем его.
  1. Разжимаем два болта на выносе. 
  2. Аккуратно снимаем руль с выносом, проставочные кольца (если они есть).
  3. Отверткой, канцелярским ножом или шилом поддеваем стопорное кольцо. Достаем подшипник с верхней части рулевого стакана. 
  4. Достаем рулевую трубу из стакана и снимаем нижний подшипник.

Все манипуляции стоит производить максимально аккуратно. 

Чтобы установить велосипедную вилку обратно, необходимо проделать следующие манипуляции:

  1. На вилку устанавливаем пыльник и нижний подшипник рулевой колонки. Предварительно его нужно смазать специальной густой смазкой для узлов велосипеда.
  2. Вставляем шток вилки в рулевую колонку. Одеваем пыльник и ставим верхний подшипник, также предварительно смазанный. 
  3. Одеваем конус, стопорное кольцо и проставочные кольца. Устанавливаем вынос и закручиваем якорный болт с крышкой.
  4. Необходимо закрутить якорный болт до тех пор, когда весь механизм сожмется и исчезнут люфты в рулевой колонке. Для проверки нет ли люфта нужно зажать ручку переднего тормоза и покачать велосипед вперед-назад. Если нет шата, значит все сделано правильно. Можно поднять байк за раму и прокрутить руль влево-вправо, чтобы убедиться, что подшипники не сильно пережаты. В нормальном состоянии руль с колесом и вилкой должен крутиться плавно без задержки. Если подшипники рулевой колонки пережаты, повороты буду с рывками и торможениями – якорный болт необходимо разжать.
  5. Устанавливаем колесо по оси с рамой ровно, зажимаем болты выноса. В идеале это делается с помощью динамометрического ключа. Он регулирует затяжку болтов, чтобы они не лопнули.

Обратите внимание – все детали перед установкой должны быть обязательно чистыми, без пыли. Данный процесс является не сложным, но в первый раз придется немного повозиться.

Как правильно разобрать и собрать вилку

В сети много видео и статей, как разобрать и собрать вилку самостоятельно, но мы настоятельно рекомендуем обратиться в сервисный центр. Для таких манипуляций необходимы навыки, практика и специальные инструменты. Особенно это касается пружинно-масляных и воздушно-масляных моделей. Одно неверное движение и вам придется потратиться гораздо больше денег, покупая новую вилку. 90% попыток самим осуществить разбор вилки велосипеда заканчиваются походом в веломастерскую.
Если вы решились разбирать вилку или у вас нету возможности обратится за профисиональной помощью, то советуєм обратить внимание на видео, ниже


Чем смазать вилку велосипеда

Для вилок необходимо использовать только специализированные средства – тефлоновые и силиконовые смазки. Они имеют двухкомпонентный став – густое масло и растворитель. Их особенность – высокие проникающие свойства. После нанесения смазки образуется нелипкая пленка, обеспечивающая лучшую работу вилку. На ней не будет накапливаться дорожная пыль и другие мелкие частицы.

Смазки продаются в баллончиках аэрозольного типа и в обычных емкостях с дозатором. Для домашнего использования подойдет любой вариант. Можно взять объем побольше, ведь срок годности в данных средств большой, а расход маленький. 

Обратите внимание на производителя. Хорошие смазки выпускают Finish Line, RockShox, STARblueBIKE. 

Как часто смазывать вилку

Общие рекомендации по тому, как часто смазывать вилку:

  1. Смазывать сальники необходимо каждые 50-100 км.
  2. Делать ревизию и полную смазку вилки рекомендуется раз в год или раз в 4000 км. 

Опять-таки, существуют нюансы. При эксплуатации байка в пыльных условиях, в дождь и при других неблагоприятных условия, смазывать вилку можно чаще. Также частота выполнения процедуры может зависеть от качества самой смазки.

Особенности смазки разных типов вилки

Внешняя смазка пыльников для всех типов вилок проводится одинаково. А вот для внутренней части есть особенности:

  1. Пружинные. Самый простой вариант с минимальными амортизационными свойствами. Разбирается, чистятся все детали и смазывается пружина. Процедура проводится при возникновении скрипов и снижении амортизационных показателей.
  2. Пружинно-эластомерные. Нуждаются в систематической чистке и смазке наружных и внутренних труб, пружины и демпфера. 
  3. Пружинно-масляные и масляно-воздушные. В данных вилках, в среднем, при активной езде раз в год проводится замена резиновых составляющих (пыльников, сальников) и масла.

В фирменных моделях известных брендов в инструкции указывается подходящий тип масла.

Как смазывать переднюю вилку велосипеда

Полная смазка велосипедной вилки осуществляется в веломастерских, ведь нужна разборка конструкции.

В домашних условиях, чтобы поддержать хорошие эксплуатационные характеристики запчасти и продлить ее срок жизни, можно делать внешнюю смазку. Для этого необходимо на очищенную поверхность в месте вхождения ног в штаны капнуть пару капель масла. Далее надавить несколько раз на руль, выполнив движение вверх-вниз. Благодаря манипуляции масло проникнет глубоко. 

Как отрегулировать вилку на велосипеде

Регулировка вилки велосипеда осуществляется в зависимости от стиля езды, типа дорожного покрытия и веса велосипедиста.

Например, мягкая вилка будет гасить накат и снижать скорость на твердых дорожных покрытиях. А жесткая абсолютно не будет гасить вибрации на бездорожье.

Для райдера весом 90 кг необходимы более жесткие настройки, чем для человека с весом 60 кг. Настройки производятся индивидуально.

Типы амортизаторов и пружин

Чтобы понять, как отрегулировать вилку на велосипеде, нужно разобраться в строении запчасти. У нее есть четыре основных составляющих:

  • шток, который вставляется в рулевой стакан;
  • корона, соединяющая шток и ноги;
  • ноги и штаны, являющиеся основой и осуществляющие амортизацию.

В пружинных вилках амортизационная часть состоит из двух элементов:

  1. Пружина. Она сжимается, принимая удар, и разжимается, отдавая его.
  2. Демпфер. Элемент, который поглощает силу удара, способствуя плавному разжиманию пружины. 

В воздушных моделях вместо пружины выступает сжатый воздух. 

В продаже есть варианты с негативной пружиной. В ее качестве может выступать стальная пружина либо отдельная воздушная камера. Двухкамерные модели сводят к минимуму вибрации и передачу ударов на руки. Их принцип работы – сжимание ног в противодействие разжиманию их основной пружиной. Это позволяет поглотить максимальное число даже самых мелких неровностей.

Виды регулировки вилки

Ознакомьтесь с основными параметрами, отвечающими за регулировку переднего амортизатора велосипеда:

  1. Lockout – блокировка вилки. С помощью одного движения блокируется работа вилки. Функция может понадобиться при поездках по ровному асфальту, подъемах или при разгонах – больше накат и меньше затраченных сил.
  2. Preload – регулировка жесткости. Функция, позволяющая отрегулировать жесткость вилки. В пружинных моделях она регулируется закручиванием, а в воздушных – давлением.
  3. Rebound – сила отскока. Регулировка, отвечающая за настройку демпфера. Она позволяет настроить лучшее время разжатия вилки, чтобы демпфер поглотил удар и при этом быстро разжался. Что позволит амортизационной системе быстро отработать на следующем препятствии. 
  4. Компрессия – скорость сжатия пружины. Отвечает за скорость реагирования на удары. Различают низкоскоростную и высокоскоростную компрессию. В большинстве случаев они совмещены. Первый вариант позволяет точно настроить велосипедную вилку для лучшей отработки по мелким неровностям. Высокоскоростная – это настройка под агрессивную езду по камням, большим ямам.

 

Кнопки или рычажки регулировки могут находиться как на самой вилке, так и на руле.

Как отрегулировать вилку в домашних условиях

Чем выше класс вилки, тем больше возможностей для регулировки она представляет.

Для настройки воздушной вилки необходим насос. В инструкции к изделию или на сайте производителя есть таблица соответствия давления и веса велосипедиста. Если такой нет, постепенно накачивайте вилку и проверяйте ее на жесткость. Она не должна проседать более 30%, но и ход не должен быть тугим. Очень важно не допускать низкого давления, чтобы не было ударов об коронку.

Регулировка отскока (Rebound), как правило, размещена под левой частью вилки:

  • клапан закручиваем – вилка будет разжиматься дольше;
  • откручиваем – быстрее. 

Главное не переборщить. Можно самостоятельно регулировать, полагаясь на личные ощущения при езде, или обратится в веломастерскую.

Еще существует вид регулировки СЭГ – соотношение сжимания вилки к весу велосипедиста. Чтобы правильно отрегулировать веловилку под вес райдера, необходимо опустить резиновое кольцо на ноге в самый низ. Нужно сесть на велосипед, вилка просядет. После того, как вы встанете на ноге останется метка. При правильной настройке она должна просесть на 1.7 см. Если это значение выше, необходимо добавить давления.

Практикуясь в настройка, вы научитесь лучше чувствовать и осуществлять более точную регулировку вилки велосипеда. Если в ходе настроек возникли сомнения, обращайтесь в веломастерскую.