Как выбрать вилку для велосипеда
Содержание
- Виды вилок (ригид и амортизационная)
- Особенности разных типов амортизационных вилок
- Что нужно учитывать при выборе вилки
- Популярные бренды
- Как самостоятельно заменить вилку
- Как правильно смазать вилку для велосипеда
Вилка для велосипеда — важная конструктивная часть любого байка. Ее основные функции: управление велосипедом, смягчение воздействия ударов колеса, обеспечение безопасности при поездке. Какую выбрать вилку для велосипеда поговорим далее в статье.
Виды вилок (ригид и амортизационная)
Есть два основных вида велосипедных вилок:
- Жесткая вилка. Велосипед с данной вилкой называется ригид. За счет отсутствия амортизации такой велосипед выигрывает на ровных дорогах, но явно проигрывает на бездорожье. Обычно ее ставят на шоссейные, циклокроссовые, городские, трековые, BMX, складные и велосипеды с фиксированной передачей. Преимущества: дешевая, надежная конструкция, не требует ТО, обеспечивает хорошую скорость на качественном покрытии. Недостатки: выехав на бездорожье, можно приехать со сотрясением.
- Амортизационная вилка или вилка с амортизатором. Она снижает ударную силу на переднюю часть велосипеда и, соответственно, на велосипедиста. Она понижает тормозящий эффект от неровностей дороги. Амортизационная вилка делает велосипед более маневрен в управлении. Преимущества: комфортная езда по любому покрытию и бездорожью, легкость управления, возможность регулировки. Недостатки: качественная вилка стоит относительно дорого, нужно периодически делать ТО.
Лучше выбрать амортизационную вилку с возможностью настройки. Основные виды настроек:
- блокиратор вилки (LockOut) — он сделает вилку жесткой и это даст возможность иметь большую скорость на ровном покрытии;
- регулировка жесткости пружины (Preload) — ее правильная настройка гарантирует хорошую амортизацию;
В вилке с амортизацией для поглощения ударов должно быть две составляющие:
- пружина, которая должна брать на себя удар от земли, сжиматься, и, отдавая его обратно — разжиматься;
- демпфер — устройство способствующее плавному разжиманию пружины и поглощению ударов.
Амортизационные вилки делятся на типы:
- пружинные;
- пружинно-эластомерные;
- пружинно-масляные;
- воздушные;
- воздушно-масляные.
Основными деталями вилки являются:
- Шток — ось вилки. Снизу закреплен в корону, а вверху в рулевой стакан.
- Корона — деталь вилки, к которой сверху прикреплен шток, а внизу ноги вилки.
- Ноги — две трубы, которые у вилок без амортизации соединяются с осью колеса, а у амортизационных — подвижно входят в штаны.
- Штаны — две трубы, в их середине расположены пружина, демпфер и ноги.
- Крепление под тормоза.
- Дропауты — разновидность наконечника пера вилки, куда крепится ось колеса. Они бывают двух видов — открытые для оси 9 мм, закрытые для сквозных осей 15 мм и 20 мм.
Особенности разных типов амортизационных вилок
Пружинная вилка на велосипед — самый бюджетный вариант. Уровень гашения ударов у нее невелик. Нужно въехать уже в серьезную яму, чтобы она хоть немного сжалась. Ее ставят на бюджетные модели велосипедов. Преимущества: дешевизна, редко ломаются, недорогой ремонт. Недостатки: большую часть ударной силы отдает райдеру.
Пружинно-эластомерная вилка на велосипед. Эластомер — это полимерный стержень в пружине. Его задача — разжимать пружину плавно, поглощать ударную силу, но с этой задачей он справляется так себе. Такие вилки лучше пружинных, они более качественно поглощают удары, но все равно они подходят больше для новичков и бюджетных велосипедов. Преимущества: недорогие, незначительное поглощение ударов. Недостатки: большую часть ударов отдает в руки.
Пружинно-масляная вилка на велосипед. Масло служит в демпфером. Преимущества: качественно поглощает удары, может регулироваться, широкий ценовой диапазон. Недостатки: периодически нужно проводить ТО и менять масло.
Воздушная вилка на велосипед. В качестве демпфера и пружины выступает воздух. Их ставят на велосипеды для “продвинутых”. Преимущества: качественная амортизация, легкая регулировка, выдерживает серьезные нагрузки. Недостатки: высокая стоимость.
Воздушно-масляная вилка на велосипед. Амортизация осуществляется с помощью металлической пружины, воздушного и масляного картриджа. Жесткость воздушно-масляной вилки можно регулировать, изменяя значение давления воздуха в воздушной камере. Плюсы и минусы аналогичны воздушной.
Что нужно учитывать при выборе вилки
Есть много критериев и параметров, какие нужно учесть при покупке. Следует проанализировать несколько факторов:
- Тип велосипеда и стиль езды. Для велосипедов городского типа для поездок по ровным дорогам — жесткой или пружинной вилки будет достаточно. А для даунхилла — это должна быть минимум пружинно-масляная с ходом не менее 140 мм;
- Вес райдера. Для велосипедистов со средним весом проблем с выбором нет. При весе более 100 кг нужно выбирать варианты с большим запасом механической прочности. Для велосипедистов с маленьким весом отлично подойдут воздушные или воздушно-масляные — их легко подстроить под себя.
Что касается технических характеристик, то нужно учитывать:
- материал вилки и ее частей. Широко распространенные — алюминий, сталь, хромомолибденовая сталь, сплав алюминия с магнием. Для вилок высокого ценового сегмента — титан и карбон;
- ход вилки. Следует учесть геометрию рамы, стиль езды, тип велосипеда. Например, для городского — 25-40 мм будет достаточно, а для даунхилла — минимум 140 и до 300 мм;
- размер колеса;
- способ крепления вилки к колонке (резьбовое и безрезьбовое). Безрезьбовое — самый надежный и распространенный вариант. В резьбовом со временем появляется люфт;
- тип (конусный или прямой). Конусная форма обеспечивает дополнительную прочность и выдерживает повышенные экстремальные нагрузки. Прямой тип очень распространенный, подходит почти для всех дисциплин дисциплины и стилей катания.
- крепление на ось или стандартный эксцентрик. Для агрессивной езды используют вилки с креплением на ось;
- диаметр штока (1, 1.1/2, 1.⅛, 1.5). 1 дюйм — чаще всего применяются для городских велосипедов, устаревший стандарт. 1.1/8 — наиболее распространенный стандарт и хорошо подходит для кросс-кантри, лёгкого фрирайда. 1.5 — применяются в рамках экстремального даунхила или дёрта.
- тип тормозов (в-брейк или дисковые).
Популярные бренды
Выбирая вилку, важно учитывать производителя. Популярные бренды используют в изготовлении запатентованные технологии и контролируют качество на каждом этапе производства.
Наиболее известные и с хорошей репутацией — Suntour, RockShox и Magura.
Suntour. Вилки этого производителя наиболее распространены и продаваемые, благодаря демократичной цене и широкой линейке товаров.
RockShox. Модели данного бренда имеют широкий ценовой диапазон. Все детали высокого качества. При производстве используются передовые технологии.
Magura. Дорогие, но надежные вилки. Один из немногих брендов, который выпускает двухкоронную вилку на велосипед, которая отличается высокой прочностью даже при экстремальных нагрузках.
Как самостоятельно заменить вилку
Вы можете самостоятельно снять и поменять вилку или обратится за помощью к специалисту.
Снятие вилки. Для начала необходимо снять все сторонние детали: провод и датчики велокомпьютера, гидролинию и др. Для удобства лучше переверните велосипед и снимите колесо. Далее разбираете руль с выносом и рулевой трубкой, аккуратно снимаете. Демонтируете шайбу, прокладку и достаете верхний подшипник рулевой колонки. Из стакана аккуратно снимаете рулевую трубку, нижний подшипник, кольцо. И уже потом убираете саму вилку.
Установка вилки. Запресовываем кольцо на шток — это делается с помощью разводного ключа или молотка. Должен появиться звонкий звук — это значит, что кольцо стало на место. Смазкой смазываете внешнюю часть кольца, где находится нижний подшипник. Нужно установить прокладку, а далее смазанный подшипник. Обратите внимание — нижний подшипник должен располагаться шариками вверх, а верхний — вниз. В рулевой стакан вставляете шток, а далее все в противоположно снятию.
Как правильно смазать вилку для велосипеда
Для этой цели нужно использовать только специальные смазки для вилок.Они есть в густой, жидкой или в форме спрея. Использование некачественной смазки приведет к разрушению сальников пыльников.
Итоги
Выбор вилки дело тонкое и затрагивает много критериев. Наилучший вариант — это обратиться за помощью к консультантам нашего веломагазина. Они подберут приемлемый вариант, учитывая пожелания относительно цены и нужных параметров. Правильно подобранная вилка для велосипеда — прежде всего комфорт и безопасность езды.